Вакансии
Заказать услугу Вакансии
Главная Экспертный блог Модель генерации знаний SECI

Модель генерации знаний SECI

Поделиться статьей:
Японцы считают, что годы трудовой деятельности могут действовать на человеческий разум как ограночный диск на алмаз – превращают его в «бриллиант». Накапливаемый опыт и знания способны синтезировать идеи, ценность которых будет возрастать. И если бизнес научится управлять этим синтезом, он быстро начнет наращивать собственную стоимость.

Научить этому бизнес решили два японских ученых Икудзиро Нонака и Хиротака Такеучи. Один из них наблюдал, как сотрудники компании лихо решили рабочую головоломку, встретившись во время перерыва у офисной кофемашины. Они всего лишь поделились друг с другом своими соображениями, полагаясь на собственный опыт, и нашли выход из сложной ситуации.

Взяв этот инсайт за основу, приложив к нему мысли британского философа Майкла Полани о явных и скрытых знаниях, Нонака и Такеучи изобрели модель SECI. Акроним из четырех заглавных букв расшифровывается так:

S (socialization) – социализация.
E (externalization) – экстернализация.
C (combination) – комбинация.
I (internalization) – интернализация.

У алгоритма SECI японский характер. Потому что это тот самый самурайский путь, у которого нет одной определенной цели. Двигаться по нему можно столько, сколько позволит карма. Главное – двигаться последовательно.


  • Сначала социализация – та самая случайна беседа двух сотрудников, рождающая ценный инсайт.
  • Затем экстернализация – инсайт нужно зафиксировать на листе бумаги или в компьютерном файле. Так, чтобы было понятно себе и другим.
  • Потом комбинация – коллеги, которым продемонстрировали зафиксированный инсайт, доводят его до ума, защищают как проект, превращают из инициативы в рабочий инструмент, получают под него бюджет, масштабируют на всю компанию.
  • Ну и интернализация – новыми знаниями начинают пользоваться, внедряют в свои рабочие процессы.


А дальше у кофемашины или у кулера снова встречаются коллеги и начинают их обсуждать. Рождается новый инсайт и все начинает двигаться по спирали по указанным выше этапам.

SECI отлично послужит, когда нужно:

  • Избегать утечки знаний при уходе сотрудников.
  • Ускорять адаптацию новичков.
  • Создавать инновации на основе коллективного опыта.

Практический совет от экспертов – модель следует гармонично вживить в корпоративную культуру, чтобы о ней знали не только менеджмент и HR, но и те самые сотрудники, которые встречаются в перерывах у офисной кофемашины.

Модель SECI срабатывает только с неявными (скрытыми) знаниями. У Майкла Полани они визуально изображены в виде подводной части айсберга. Их не получить от нейросети, какими бы изощренными промптами вы не пользовались.

Богатство ИИ – это инструкции, списки, упорядоченные данные. А неявные знания – это опыт, мышление, поступки, убеждения. То, что не превратить в машинный код. И это аргумент в пользу того, почему роботы никогда полностью не заменят людей, если люди хотят прогрессировать дальше.

Рекомендуем, если хотите узнать больше про SECI, прочитать книгу, написанную изобретателями модели. Она называется «Компания – создатель знания».

А если хотите узнать больше о том, откуда берутся знания, мы рекомендует изучить труд Марсело Глейзера под названием «Остров знаний».

Ольга Кочергина, партнер, руководитель практики Digital Marksman:

Эта книга, с одной стороны, про старое доброе «Я знаю, что ничего не знаю» Сократа и от том, как это понимание только растет – парадокс – с увеличением количества знаний, которые человек уже приобрел.
С другой стороны – она про силу научного мышления и познания мира. Про открытия, которые опережали своё время и не могли быть подтверждены в силу отсутствия приборов / материалов / ресурсов. Но ученые всё равно верили в свои теории и не сдавались – это, конечно, очень вдохновляет.

Рекомендуемые статьи
Рекрутмент продакт-менеджеров 360°: от поиска до успешного найма
#Рынок труда
Рекрутмент продакт-менеджеров 360°: от поиска до успешного найма
Мизанплас для личной эффективности
#Рынок труда
Мизанплас для личной эффективности
Устойчивая мотивация сотрудников
#Рынок труда
Устойчивая мотивация сотрудников

Заказать консультацию

/700