Модель генерации знаний SECI

Научить этому бизнес решили два японских ученых Икудзиро Нонака и Хиротака Такеучи. Один из них наблюдал, как сотрудники компании лихо решили рабочую головоломку, встретившись во время перерыва у офисной кофемашины. Они всего лишь поделились друг с другом своими соображениями, полагаясь на собственный опыт, и нашли выход из сложной ситуации.
Взяв этот инсайт за основу, приложив к нему мысли британского философа Майкла Полани о явных и скрытых знаниях, Нонака и Такеучи изобрели модель SECI. Акроним из четырех заглавных букв расшифровывается так:
S (socialization) – социализация.
E (externalization) – экстернализация.
C (combination) – комбинация.
I (internalization) – интернализация.
У алгоритма SECI японский характер. Потому что это тот самый самурайский путь, у которого нет одной определенной цели. Двигаться по нему можно столько, сколько позволит карма. Главное – двигаться последовательно.
- Сначала социализация – та самая случайна беседа двух сотрудников, рождающая ценный инсайт.
- Затем экстернализация – инсайт нужно зафиксировать на листе бумаги или в компьютерном файле. Так, чтобы было понятно себе и другим.
- Потом комбинация – коллеги, которым продемонстрировали зафиксированный инсайт, доводят его до ума, защищают как проект, превращают из инициативы в рабочий инструмент, получают под него бюджет, масштабируют на всю компанию.
- Ну и интернализация – новыми знаниями начинают пользоваться, внедряют в свои рабочие процессы.
А дальше у кофемашины или у кулера снова встречаются коллеги и начинают их обсуждать. Рождается новый инсайт и все начинает двигаться по спирали по указанным выше этапам.
SECI отлично послужит, когда нужно:
- Избегать утечки знаний при уходе сотрудников.
- Ускорять адаптацию новичков.
- Создавать инновации на основе коллективного опыта.
Практический совет от экспертов – модель следует гармонично вживить в корпоративную культуру, чтобы о ней знали не только менеджмент и HR, но и те самые сотрудники, которые встречаются в перерывах у офисной кофемашины.
Модель SECI срабатывает только с неявными (скрытыми) знаниями. У Майкла Полани они визуально изображены в виде подводной части айсберга. Их не получить от нейросети, какими бы изощренными промптами вы не пользовались.
Богатство ИИ – это инструкции, списки, упорядоченные данные. А неявные знания – это опыт, мышление, поступки, убеждения. То, что не превратить в машинный код. И это аргумент в пользу того, почему роботы никогда полностью не заменят людей, если люди хотят прогрессировать дальше.
Рекомендуем, если хотите узнать больше про SECI, прочитать книгу, написанную изобретателями модели. Она называется «Компания – создатель знания».
А если хотите узнать больше о том, откуда берутся знания, мы рекомендует изучить труд Марсело Глейзера под названием «Остров знаний».
Ольга Кочергина, партнер, руководитель практики Digital Marksman:
Эта книга, с одной стороны, про старое доброе «Я знаю, что ничего не знаю» Сократа и от том, как это понимание только растет – парадокс – с увеличением количества знаний, которые человек уже приобрел.
С другой стороны – она про силу научного мышления и познания мира. Про открытия, которые опережали своё время и не могли быть подтверждены в силу отсутствия приборов / материалов / ресурсов. Но ученые всё равно верили в свои теории и не сдавались – это, конечно, очень вдохновляет.