Устойчивая мотивация сотрудников

Существует немало способов усилить мотивацию сотрудников. У каждой крупной организации свои особенные «фишки». У Netflix нет лимита на отпускные дни – сотрудники берут столько, сколько нужно. В Google разрешают приводить домашних питомцев, в офисе есть капсулы для сна и горки вместо лестниц. В Volkswagen корпоративные почта и чаты автоматически отключаются после работы. В Tencent можно обменять креативные идеи на криптовалюту.
Придумывать можно любую фантастику, но есть всем доступные простые рецепты, которые тоже работают эффективно. И большинство из них напрямую связаны с реализацией на практике тех знаний, которые управленцы получают во время теоретического обучения.
Ниже перечислили шесть подходов к мотивации, которые, по данным экспертов «Экопси», к тому же имеют научное обоснование. Пять из них – те самые управленческие навыки, без которых сложно представить любого руководителя
Ставить четкие и измеримые цели
Когда руководитель умеет ставить измеримые цели, связанные с масштабными целями компании, для его сотрудников это является мощным мотиватором. Они знают, за что бьются и к чему должны прийти, чтобы ощутить себя успешными.Это утверждение подтверждает экспериментальное исследование С. Асмуса и коллег (2015), в котором «оценивалось влияние постановки целей на мотивацию работников на промышленном производстве». Результаты показали, что установление четких целей увеличивает производительность работников на 12–15% по сравнению с условиями, когда цели не ставятся.
Ставить сложные задачи
Постановка трудновыполнимых задач позволяет разнообразить рутину и дает возможность доказать себе и другим свою компетентность. Степень заинтересованности работой у сотрудников повышается. Пока у них есть такие задачи, они мотивированы.
Исследование (Wang et al., 2021), проведенное на выборке более 400 сотрудников из трех компаний, показало, что «сложность задачи и временные ограничения вызывают положительные эмоции и это косвенно улучшает производительность».
Давать регулярную обратную связь
Давая конструктивную обратную связь своевременно, руководитель показывает свою заинтересованность в улучшении результатов сотрудника. Это мотивирует работать усерднее.Утверждение доказано в ходе эксперимента Д. Гиамоса и коллег (2024) на выборке из 36 человек. Было три условия: обратная связь предоставлялась через компьютер, человека или отсутствовала. Наибольшие баллы по вовлеченности в задачу и производительности, согласно результатам, набрали участники, получающие обратную связь от человека.
Проявлять личный интерес и оказывать поддержку
Атмосфера доверия повышает рабочую мотивацию в организации. А создать ее можно, проявляя искренний интерес к сотрудникам и оказывая им поддержку.Это подтверждается исследованием С. Хекль и М. Реге (2025), где участвовалм 133 менеджера и 338 сотрудников крупной компании. В ходе эксперимента половина руководителей прошла обучение поддерживающему менеджменту, где развивали навыки активного слушания и помощи в решении проблем. Сотрудники обученных менеджеров показали более высокую вовлеченность и производительность.
Предоставлять возможности карьерного роста
Когда в компании возможен карьерные рост и проработаны практики, связанные с развитием карьеры, мотивация у сотрудников на хорошем уровне. Эту простую истину доказали рядом несложных исследований, установив прямую связь между карьерными возможностями и устойчивой мотивацией (Bai & Liu, 2018; Butt e al., 2015; Chandani et al., 2016).Проявлять признательность за работу
Если развивать в организации культуры признательности даже за небольшие улучшения, можно рассчитывать на высокую мотивацию сотрудников.Исследование (Komase et al., 2021) доказало, что «благодарность за работу напрямую связана с вовлеченностью вне зависимости от требований к работе и личных ресурсов».