В целом, этика для эйчаров важна как такой элемент, который может положительно влиять и на сотрудников, и на компанию. Например, обычно это проявляется так:
Сильно повышается доверие сотрудников — особенно тех, кто требует беспристрастности, соблюдения прозрачности и честности всех HR-процессов. Внедрение четкой этической политики укрепляет доверительное взаимодействие внутри компании, в том числе на кадровом уровне. Особенно хорошо, когда все эти моменты зафиксированы в отдельном документе, доступном для изучения всей командой.
Увеличивается и репутационный уровень компании, так как сильная этическая позиция является одним из решающих факторов для соискателей (поэтому это обязательно следует указывать в описании вакансии и обозначать на собеседовании). И чем яснее сформулирована этика, тем выше вероятность привлечения талантливых сотрудников, а также меньше поводов для конфликтов.
Текучесть кадров, наоборот, уменьшается под влиянием уважительного отношение к персоналу с соблюдением его интересов и их защитой.
Иными словами, когда HR-отдел уделяет достаточное внимание этическим аспектам, приток специалистов (да еще и более высокого профессионального уровня) усиливается, а удержание их значительно упрощается. А ведь именно в этом и состоит смысл существования данного отдела в любом бизнесе.
В процессе работы с персоналом рекрутинговый отдел сталкивается с рядом сложностей, которые обязательно следует решать (причем как можно экологичнее) для достижения баланса между интересами руководства и сотрудников. Это такие нюансы:
объективность в процедуре приема новых сотрудников. Обязательно нужно исключить дискриминацию по разным признакам: расизм, эйджизм и им подобные. В отдельных ситуациях сделать это проблематично из-за особенностей вакантной должности, однако тогда рамки должны быть максимально широкими;
конфиденциальность данных, которая предусматривает обработку и хранение персональных данных сотрудников компании. Предприятие должно гарантировать сохранность личной информации: от номера телефона и мейла до банковских реквизитов;
прозрачность оплаты труда с уважением принципа равного уровня за аналогичную работу;
конфликты интересов, которые проявляются в ситуациях, когда, например, HR-задачи тесно связаны с бизнес-целями: потребность в сокращении штата, снижении уровня премий и т. п.;
четкий и понятный процесс сокращения и увольнения сотрудников с учетом факторов уважительности и честности.
Конечно, важно учитывать при этом индивидуальные особенности каждой компании и не нужно также забывать об определенных запросах со стороны персонала.
Чтобы поддерживать некий баланс, существуют такие решения:
Формирование и внедрение этического кодекса, то есть отдельного документа, который регламентировал бы нормы и основные HR-процессы для эйчаров и руководства компании.
Прозрачность процессов: найма, оценки, оплаты и карьерного продвижения — они должны быть открытыми, чтобы исключить недоразумения.
Стабильная и регулярная обратная связь, включающая опросы и беседы с персоналом для лучшего понимания их ожиданий и исключения конфликтных ситуаций. Лучше, чтобы это были встречи формата 1:1.
Прокачка soft skills у HR-специалистов, включая эмпатию и умение вести переговоры. Это дает возможность эффективно решать те этические дилеммы, которые могут возникать в компании.
Иными словами, для HR-специалистов крайне важен обдуманный и ответственный подход к решению вопросов этики и соблюдению установленных норм. Компаниям же стоит помнить, что бизнес — это люди, и именно они являются основным ресурсом. Во многом успех предприятия пребывает в зависимости от слаженности его команды и отсутствия лишних поводов для конфликтов.